толкование и значение символов

Христианская символика: особенности восприятия

Символы христианской религии – достаточно интересная, но непростая тема, и прежде, чем рассуждать о ней, необходимо остановиться на нескольких моментах, которые имеют принципиальную значимость.

Во-первых, многие полагают, что символы христианской культуры появились относительно недавно – в среднем, не более II тысяч лет. Это в корне не верная позиция. Ведь, к примеру, исход евреев из Египта (описан в соответствующей и одноименной части Танаха) произошел приблизительно в XIV веке до нашей эры. И к этому моменту символы христианской веры, такие как крест, триединство, скиния (хотя это больше чистый иудаизм) имели место быть, причем в форме устоявшейся образной системы. И мы даже не берем эпоху становления ибримов и формирования религиозно-этической системы этого народа (хотя, разумеется, именно эта система легла в основу религии, которую сегодня мы называем «христианство»).

Во-вторых, нужно понимать, что даже самые первые христианские символы во многом были «позаимствованы» ибримами (ивритизированный вариант – евреи) у многих других народов мира, с которыми они на протяжении всей своей истории пытались налаживать максимум контактов (зачем – вопрос элементарный, но требующий отдельного обсуждения). В частности, тот же образ Троицы (троичности) существовал и у скандинавов, и у кельтов, и у шумеров, в общем – практически у всех древних народов (эпоха расцвета некоторых приходится аж на XII тысячелетие до нашей эры, это, к примеру, храм Ваала в Баальбеке). Аналогичным образом практически все христианские символы и знаки были откровенно «приватизированы» ибримами из других религиозных и религиозно-этических течений, так что в действительности они все представляют собой исключительную древность. Это касается и образов. К примеру, образ страдающего бога и воскрешения его сына присутствует и в «Старшей Эдде» (страдания Одина, гибель и воскрешение Бальдра Прекрасного) и в эллинистических вакхических мистериях (гибель и воскрешение Вакха), с которыми иудейские мудрецы, несомненно, были знакомы.

В-третьих, стоит четко определить понятие «христианская символика». Ведь в эту категорию попадают сакральные образы католицизма и правоверия (православия), а также множественных ответвлений этих религий, начиная от шемотников (проповедующих изначальную религию ибримов – Шет), и заканчивая, скажем, альбигойцами (они же – катары), которые свою веру позиционировали на основе апокрифов, отклоненных Ромом. В этом смысле древние христианские символы представляют собой категорию еще более обширную, чем мыслится большинству из нас.

В действительности, трудно сказать, когда конкретно родился тот или иной образ, знак, символ. Как уже было сказано, христианская символика (крест со множеством его вариаций, треугольник – символ троицы, образы крылатых существ – ангелов) заимствована практически в полном объеме. Если судить по текстам Танаха (в частности – по книгам «Исход», «Левит» и «Второзаконие») канонические образы того же креста впервые стали позиционироваться иудеями как религиозные знаки как раз к моменту их прихода в Египет. То есть, если они покинули его в XIV веке, то пришли туда (будучи изгнаны из Месопотамии) на 400 лет раньше (Быт 15:13). Соответственно, христианские символы (и их значения) закономерно искать уже в столь давних событиях, и текстах, описывающих эти события.

С другой стороны, некоторые ранние христианские символы были, по всей видимости, оригинальны. Как известно, изначальная религия ибримов (спефир или сефер) на протяжении столетий переживала существенные изменения. Расколовшись на три направления (Кали-Ма, культ Инры (нагов) и Шет), этот «изначальный закон» большую часть первоначальных постулатов сохранил именно в Шете (неверная транскрипция – Сет). Позже из Шета (поклонение десяти элохим, богам-творцам, шимотам – божиим именам) вырос иудаизм, а из него – назарьянство. Так вот базисом для христианства стали как раз иудаизм и назарьянство в равной степени. При этом ключевым сакральным знаком назарьянства (последователи Иисуса из Назарета) стал стилизованный знак рыбы, который в этом ключе действительно оригинален и не принадлежит никакой другой культуре.

Таким образом, ранние христианские символы (в частности, рыбка – символ Иисуса-рыбака) особенно интересны, так как в этом случае мы говорим не об интерпретации заимствованного образа, а об оригинальной идее. Хотя для ибримов подобный вариант исторически является нонсенсом, он, тем не менее, не теряет своей актуальности для исследователей, не скованных рамками стереотипов. Христианская символика, между тем, любопытна еще и потому, что полна темных, мистических образов. Ведь речь идет о религии, провозгласившей культ смерти и страдания. В этом ключе символы христианской религии особенно интересны. И в тоже время, в процессе изучения подобных знаков, не стоит особенно «увлекаться». Ведь, к примеру, енохианская символика и другие каббалистические практики также попадают в категорию «древние христианские символы». И здесь речь идет уже о мистической традиции, непосредственно связанной с конкретным родом и кровью. Грубо говоря, для «стороннего человека» практика подобных методик в высшей степени губительна, поэтому в высшей степени глупо выглядят откровенно каббалистические татуировки, которые сегодня встречаются, увы, достаточно часто.