толкование и значение символов

Лунница – оберег или украшение?

Исторически лунница представляла собой металлическое украшение характерной формы, чаще всего – из бронзы или серебра, но в археологической практике также встречаются изделия из латуни. Этимология слова «лунница» достаточно очевидна, потому что данное украшение имеет форму полумесяца. С другой стороны, нужно понимать, что значение лунницы не сводится к ее названию, более того – изделия такой формы были широко распространены на обширной территории по всей Восточной Европе, Ближнему Востоку и даже в Северной Африке.

Значение лунницы как ювелирного украшения во многом определяется ее эстетикой. Существовали лунницы, выполнявшие функцию нагрудной подвески, сережек, эффектных украшений (вероятно – накладок) на пояс, также они выступали в качестве височных колец и как декоративные элементы головных уборов. При этом славянская лунница исконно являлась сугубо женским украшением, мужчины таких изделий не носили, это подтверждается обширным археологическим и изобразительным материалом.

Славянская лунница обладает целым спектром конструктивных особенностей. Условно типологию лунниц можно свести к следующим формам:

  • Лунница с «узкими» рожками. Этот вариант подразумевают форму украшения, вытянутую вдоль вертикальной оси. Расстояние между «рожками» стилизованного полумесяца редко превышает 1 сантиметр.
  • Лунница с «широкими» рожками. Данный вид изделия конструктивно идентичен предыдущему, но в этом случае форма полумесяца вытянута по горизонтали и расстояние между «рожками» может быть значительным – от 1 сантиметра и больше.
  • «Трехрогая» лунница. Такое изделие имеет три ярко выраженных «рога». Нужно сказать, что это более поздние варианты славянских лунниц и фактически они имеют мало общего с оригинальными формами, повторяющими очертания нарождающегося месяца.
  • «Замкнутые» лунницы. Этот вид украшений предлагает вариант полумесяца, у которого «рожки» соединяются вместе, образуя кольцевую конструкцию. Символ при этом имеет оригинальные черты в большинстве случаев (то есть легко можно различить именно саму лунницу), хотя отдельные кольцевые конструкции названы так условно.

В основе данной классификации лежит типология знаменитого отечественного археолога В.В. Гольмстен, которая, однако, не выделяла в отдельный класс лунницы с «тремя рогами» и «замкнутые» конструкции. С другой стороны, Гольмстен также делила данный вид украшений по технике изготовления, определяя две категории находок – литые и штампованно-филигранные. Однако к вопросу о значении лунниц, их символизме и обереговом аспекте такая классификация не имеет никакого отношения.

Наиболее древние археологические находки славянских лунниц датируются III-V веком нашей эры. Просуществовал этот вид украшений вплоть до XIII века, впоследствии был практически полностью вытеснен другими типами ювелирных изделий, хотя в отдельных регионах подвески в форме месяца встречались вплоть до конца XIX века.

Значение лунницы предположительно могло иметь обрегеовый (защитный) аспект. Но здесь важно отметить, что это лишь гипотеза и называть лунницу оберегом не совсем верно, так как оригинальная трактовка символа нам неизвестна. Нет никаких исторических свидетельств, которые позволяли бы однозначно определить значение лунницы, исконную семантику этого образа и его функции. На многих украшениях такого вида присутствуют солярные (свастичные) орнаменты и их отдельные элементы. Часто встречаются «точки», «капельки», флористические мотивы. У некоторых находок славянских лунниц «рожки» полумесяца стилизованы под головы змей.

По мнению исследователей, традиция ношения лунниц славянами могла исчезнуть по двум причинам. С одной стороны виной тому могло быть татаро-монгольское нашествие, которое привело к масштабному смешению культур и частичной утрате славянами традиционных обрядовых и эстетических явлений. С другой стороны – тотальное распространение христианства явно вытесняло «языческие мотивы» в том числе из сферы эстетики. Тем не менее, существуют версии, согласно которым оберег лунница действительно обладал глубоким сакральным подтекстом.

В частности, доктор исторических наук, автор целого ряда монографий и научных публикаций по истории Древней Руси, В.П. Даркевич предполагает, что славянская лунница выступала символом плодородия и союза мужского и женского начала. Исследователь поясняет свою позицию, исходя из формы и очевидного символизма оберега лунницы. Месяцем в славянском фольклоре зовется мужской персонаж, тем не менее, образ восходящей луны, у которой «рожки» направлены вниз Даркевич связывает с женским началом (возможно – намек на женское лоно). Отсюда логичным следствием становятся более поздние «трехрогие» лунницы, у которых «третий рог» мог иметь фаллическую семантику.

При этом украшения с тремя «рожками», относимые к XIII веку, часто имеют третий рог, которому придана форма христианского креста. Причем если в некоторых случаях крест явно равносторонний, то в других его верхняя часть целенаправленно удлинена, то есть фактически крест получается перевернутым. Однако в этом аспекте оберег лунницу никто никогда не рассматривал, опять же – по причине отсутствия хоть каких-то исторических свидетельств, кроме собственно археологических артефактов.

С дугой стороны, известно, что традиционные «двурогие» лунницы носили только замужние женщины. Это отчасти подтверждает теорию В.П. Даркевича о том, что славянская лунница могла олицетворять идею плодородия и семейного союза. Тем не менее, это предположение не дает адекватного ответа на вопрос о том, справедливо ли называть лунницу оберегом. Как минимум, мы действительно ничего не знаем о том, как к этому символу относились наши предки. То, что славянская лунница была украшением – бесспорно, но обладало ли такое украшение обережной функцией – это уже область предположений. А предполагать, как известно, можно до бесконечности, но без фактологического подтверждения любое предположение попросту нецелесообразно.

P.S. Не стоит слепо доверять ныне популярным эзотерическим и неоязыческим тенденциям, которым свойственно основываться на чьих-то личных фантазиях, а не на реальном историческом материале. К примеру, не существовало никакой лунницы Макошь, купить которую предлагает множество интернет-магазинов «околославянской тематики». Лунница Макошь, как и множество других оберегов лунниц, представляет собой новодел, и в большинстве случаев такие изделия – даже не реплики и не реконструкции. То есть все эти обереги лунницы не имеют никакого отношения к реальным археологическим находкам, это лишь современные «вариации на тему». Таким же образом в действительности символ лунницы вообще никак не связан со славянской богиней Марой, хотя на многих сайтах вышеуказанной тематики часто можно встретить подобную информацию (разумеется – без каких-либо обоснований). И, покупая лунницу Макошь, неизвестно кем и когда придуманную, глупо полагать, что таким образом можно прикоснуться к традициям предков. Совсем наоборот, основываясь на выдумке, а не на фактах, мы рискуем окончательно потерять связь с собственным прошлым.