толкование и значение символов

Хамса – Ладонь Фатимы, значение символа

Хамса (Рука Бога или Ладонь Фатимы) относится к древним, вероятно – прасемитским религиозным символам с исторически неопределенным значением. Само слов «хамса» имеет явно семитское происхождение, и хотя его полная этимология неизвестна, переводится оно как «пять». Нужно отметить, что графически Ладонь Фатимы не дублирует анатомию реальной руки, она симметрична, то есть у «руки бога» два больших пальца по бокам. Так как симметричность в целом не характерна для семитской эмблематики, некоторые исследователи полагают, что Хамса – Ладонь Фатимы в действительности является более древним знаком, пришедшим в Азию из северных регионов.

На основе археологических источников справедливо утверждать, что талисман Рука Фатимы (Рука Хамса), который сегодня используется многими мусульманскими и иудейскими направлениями, был известен в Азии за много веков (а быть может и тысячелетий) до появления этих религий и имел явно обережное (защитное) назначение. Так называемый Глаз Фатимы на Ладони (это еще один вариант названия символа, хотя в действительности далеко не все археологические находки снабжены стилизованным «глазом», расположенным посреди симметричной ладони) знали в Месопотамии и, по всей вероятности, там он носил название «Рука Инанны» (у аккадианцев – «Рука Иштар»).

Более того, одна из символических мудр Будды имеет форму Руки Хамсы. Значение символа в буддизме сводится к понятиям покровительства и ученичества. В античном мире амулет Ладонь Фатимы, значение которого обрело тут несколько иной аспект, назывался Ладонь Марии, либо – Ладонь Венеры. Эти эзотерические эмблемы использовались для защиты девушек и женщин от сглаза и наговора, способствовали зачатию и вынашиванию, облегчали роды.

Существует и другая версия, отвечающая на вопрос, что означает Рука Фатимы. Она проецирует генезис символа на культурные реалии Финикии. У финикийцев апотропическая магия существовала в тесной взаимосвязи с сексуальным символизмом и, как полагают исследователи, основным защитным амулетом являлось стилизованное изображение женской вульвы, либо по другим версиям – женской руки с симметричными чертами. Однако это лишь одна из версий, описывающих генезис значения Ладони Фатимы. При этом абсолютно точно известно, что иудеи восприняли Хамсу через общинные постулаты мизрахимов и сефардов, которые в плане культурного символизма тесно связаны с истоками Ислама.

Традиционно в иудаизме значение Руки Фатимы сводится к обозначению Торы (в которой пять книг). Иудеи именовали этот знак «Яд ха-хамеш», что значит «рука пяти». В эзотерических текстах иудеев Хамсу часто именуют Рука Мириам (имеется ввиду сестра пророка Моисея). Таким образом, значение Хамсы непосредственно соотносится с определением Рука Бога (которое встречается только в иудейском эзотеризме). Вероятно, тут понимается «божественное прикосновение», либо «откровение», то есть в любом случае – некий божественный дар.

В Исламе символ Рука Фатимы и его значение несколько отличны от иудейской версии. Графически Рука Фатимы не снабжена стилизованным глазом посреди ладони, а само название символа «Рука Фатимы» связано с одной из дочерей Мухаммада (каковых у пророка было четыре). По легенде, Фатима варила суп, помешивая его ложкой, когда ее муж вернулся с новой женой. От охватившего ее горя Фатима уронила ложку, продолжая машинально мешать кипящий суп. Так и появилось это название – Рука Фатимы, значение символа при этом было сведено к терпению, послушанию и вере. У арабов Хамса указывает на «пять основ Ислама».

Любопытно отметить, что символ Хамса долгое время использовался в Испании, освободившейся от исламского правления, выступая в роли амулета с неоспоримым защитным символизмом. Он был запрещен к использованию императорским указом в 1526 году. При этом была запрещена не только Рука Фатимы, но и любые изображения раскрытой ладони.

В Израиле Хамсы часто украшаются целым рядом символов и короткими молитвами. Сегодня этот знак имеет сотни разновидностей и считается универсальным оберегом от всякого зла. Некоторые люди даже делают себе тату «Ладонь Фатимы». Но к таким «переборам» официальные исламские и иудейские идеологи относятся достаточно агрессивно, полагая это кощунством и неуважением. Ведь символ не зря назван Рукой Бога, и если человек делает себе тату «Ладонь Фатимы», он, вероятно, считает себя «отмеченным богом». И тут возникает чисто этический вопрос – имеет ли он право выдвигать подобные суждения в отношении самого себя? Тут достаточно вспомнить, что ни Мухаммад, ни Иисус не «набивали» себе «символы веры»…

Таким образом, символ Хамса (Ладонь или Рука Фатимы, Рука Бога, Ладонь Мириам и тд.) имеет древнее происхождение и очевидно возник в среднеазиатском регионе в период с IV по I тысячелетия до нашей эры. Эта версия имеет археологические подтверждения, хотя существуют и другие гипотезы. Сегодня Рука Фатимы олицетворяет универсальную защиту от зла, но исконное значение символа нам неизвестно.