Мистические символы и их значения представляют собой обширный и неоднородный пласт религиозных, светских, эзотерических, а зачастую и сугубо научных эмблем, принадлежащих целому ряду культур, верований и религиозных учений, многие из которых давно уже не существуют. Мистические символы – это действительно многоплановое понятие, ведь само слово «мистика» в переводе с греческого означает «скрытый», либо «тайный». То есть, говоря о древних мистических символах, мы подразумеваем знаки обрядов и ритуалов, которые в определенный момент времени были известны лишь узкой группе людей (представляющих ту или иную культуру, общность, учение).
В этом смысле ярчайшими примерами оккультных и мистических символов являются ритуалы древнегреческих мистерий, в частности – элевсинских, вакхических, дионисийских и многих других. И тут стоит пояснить этимологию используемого понятийного аппарата: слово «оккультный» имеет значение, аналогичное значению слова «мистический», но – в переводе с латинского, а не с греческого. Именно поэтому, вдаваясь в сугубо лингвистические подробности, можно придти к выводу о том, что некорректно говорить «оккультные и мистические символы», ведь оба определения указывают на одно и то же свойство объекта.
Среди оккультных символов можно выделить трипод легендарного дельфийского оракула – Пифии. Многие исследователи полагают, что именно трипод стал прообразом библейского ковчега завета. Ведь в этой эзотерической эмблеме скрывается указание на некую божественную волю, указание от существа, превосходящего самого человека (более подробно – см. символизм дельфийских мистерий). Но, безусловно, среди оккультных символов и их значений есть «вещи» гораздо более простые – например, факелы Цереры, с которыми она, по легенде, спускается в подземный мир. В процессе инициации неофит символически повторял путь богини и должен был понимать, что факелы в его руках означают интеллект (правый) и интуицию (левый), лишь в союзе которых он может постичь истину.
Оккультные знак и символы каббалы, во множестве встречающиеся в христианской практике, не менее интересны и зачастую – еще более глубоки. К примеру, в легенде об архитекторе из Тира, которого звали Хирам (мифический основатель масонского братства) упоминается масса знаков, носящих эзотерический подтекст. Это и лев (символ солнца, который позже будут использовать алхимики для обозначения золота), и два камня – необработанный и идеальный куб, обозначающие душу, ищущую прозрения, и душу, прозрение получившую. Подобные оккультные знаки и символы (и их значения в контексте конкретной культурной реалии) универсальны, зачастую они сохранились до сего дня в практически неизмененном виде. Ведь, к примеру, пирамиду, как символ совершенствования и восхождения к некоему идеалу сегодня применяют повсеместно, даже в коммерческих целях.
Но порой оккультная символика не только универсальна, но и интернациональна в полном смысле этого слова. К примеру, многие заблуждаются, полагая, что символ Анкх («крест бессмертия») был известен лишь древним египтянам. Его знали и в Древнем Риме и даже на острове Пасхи (ибо он начертан на одном из моаев). Вот почему значение оккультной символики трудно переоценить. Но еще труднее привести к системности разрозненные данные и понять, что, к примеру, алхимический символ серебра, который мы встречаем в трактатах и гримуарах европейских алхимиков XIV века, восходит к традиционному кельтскому знаку, обозначающему богиню Луны. Но зачастую закономерности еще глубже и, безусловно, еще интереснее. Именно поэтому оккультные (мистические) знаки «будоражат» умы пытливых исследователей по всему миру, зачастую позволяя открыть истинные сокровищницы знаний, оставленных народами, даже имен которых мы не знаем.