Агисхьяльм – это околоруническое изображение, частный случай (вариация или, как считают некоторые исследователи, – тип) гальдрастава (гальдрастафа). На самом деле, учитывая специфику древнеисландского языка, более верный вариант написания – эгисхьяльм (хотя порой в научной литературе встречаются самые удивительные варианты, в частности, на сегодняшний день распространен ивритизированный (!) вариант – эгишъялм). Дословный перевод понятия эгисхтяльма – «шлем ужаса» (древнеисландское слово «ægis» означает «ужас», а «hjálmr» (либо «hjálmur»), близкое современному английскому «helm», переводится как «шлем»).
В действительности, агисхьяльм (значение этого символа мы рассмотрим чуть ниже) наряду с другими видами гальдраставов является наименее изученной ветвью древнескандинавской культуры, что существенно затрудняет трактовку образа, скрытого в этом символе.
«Шлем ужаса», агисхьяльм, впервые встречается нам в Старшей Эдде, а если конкретнее – в поэтическом тексте «Речи Фафнира». «Шлем-страшило носил я всегда, – говорит древний дракон. – на золоте лежа, всех сильнее себя я считал, с кем бы ни встретился». Кстати, стоит сразу отметить, что в древнеисландском языке оборот агисхьяльм в раннем Средневековье представлял собой устойчивое выражение, что-то вроде фразеологизма, который означал буквально «нагнать страху».
Более подробно о древнескандинавском символе агисхьяльм (купить амулет с этим знаком сегодня не представляет большого труда, но необходимость подобного шага весьма сомнительна) можно узнать из гальдрабоков, точнее лишь из одного сохранившегося до нашего времени гальдрабока – колдовского (хотя правильно сказать – шаманического) манускрипта, написанного неизвестными авторами приблизительно в XVI-XVII веках. В этом гальдрабоке (называется он Гальдрбук) говорится о заговорах и символах, которые необходимо использовать для достижения необходимого эффекта. Именно здесь можно увидеть рисунок агисхьяльма. «Шлем ужаса» в действительности не включает в себя общеизвестные рунические символы, либо речь идет о сильно стилизованных рунах. Тем не менее, очевидно, что это знак, принадлежащий древней северной культуре, об этом говорит характерный тип начертания.
Важно отметить, что вопреки расхожему мнению агисхьяльм (тату в форме этого символа в последнее время получает все большее распространение) никогда не наносился на щиты, шлема и не использовался в виде татуировок. Точнее, это вполне вероятно, но нет конкретных археологических находок, изобразительных или других источников, которые могли бы подтвердить данную гипотезу. Именно поэтому агисхьяльм тату действительно представляется сомнительным вариантом, ведь если сами скандинавы этого не делали, значит, на то у них были причины. Кроме того, гальдраставы данного вида не встречаются и на рунических камнях. Все это говорит о том, что агисхьяльм – символ узкоспециализированный, и скорее шаманский, чем воинский. С другой сторон, семантика понятия и контекст его упоминания в Старшей Эдде говорят об обратном.
Агисхьяльмы и гальдраставы, как уже было сказано, представляют малоизученную (мягко говоря!) область северной магии (наряду с сейдом). Поэтому любые современные вариации, как то – амулет агисхьяльм, оберег агисхьяльм, крест непобедимости агисхьяльм (да, встречается даже такое!) – это лишь чьи-то субъективные измышления, зачастую имеющие с реальным положением вещей очень мало общего. Ведь даже гипотеза (не говоря уже о теории) должна опираться на пусть и косвенную, но все-таки фактологическую базу. А варианты тату агисхьяльма, сочетание подвесок и колец в форме данного знака с драгоценными и полудрагоценными камнями (почему-то сегодня особенно распространен вариант агисхьяльм и аметист), вероятно, носят исключительно коммерческий характер, и здесь речь, конечно, не идет ни о каких «корнях», «предках» и прочем.
Так или иначе, но символ агисхьяльм, значение которого все же вызывает немало споров среди современных исследователей, вероятно, обладал невероятной силой. По крайней мере, жители древней Скандинавии и Исландии, викинги и их духовные лидеры (шаманы) верили в этот образ. Они полагали, что «шлем ужаса» защищает воина в бою, точнее – ослабляет его противника, внушает ему страх, снижает его моральный дух, делает его уязвимым. По одной из версий агисхьяльм, как и любой гальдрастав, представляет собой уникальный инструмент, позволяющий менять метрику пространства и базовые физические законы в области действия символа. В контексте данной гипотезы логично предположить, что агисхьяльмы действительно могли наноситься на щиты, элементы доспеха, оружие. Тату агисхьяльм по этой версии также имеет право на существование, но нужно понимать специфику той культуры, в которой смерть в бою являлась высшим благом, а жизнь, полная крови и разрушения, считалась поистине героической.