На сегодняшний день использование данного символа в оккультных, неонацистких и неоязыческих кругах обрело действительно широкий размах, посему вопрос о происхождении этого загадочного знака становится все актуальнее. В этом материале я не только отвечу на вопрос, что значит символ «Черное Солнце», но также прослежу его истинный генезис и основные этапы его распространения.
Итак, Черное Солнце. Значение символа в целом очевидно для человека, имеющего даже самые базовые знания в области символистики. Здесь присутствует ярко выраженный солярный (солнечный) подтекст, даже если не учитывать название, а исходить исключительно из формы знака. Сразу расставим все точки над «и»: Черное Солнце – это свастика, то есть одна из вариаций универсального солнечного символа, который использовался практически всеми культурами древности (а многие, например, буддисты, используют его по сей день). Графически Черное Солнце включает в себя двенадцать изломанных лучей равной величины и формы. Многие исследователи, работавшие над вопросом, что означает символ «Черное Солнце», предполагали, что это не просто лучи, а стилизованные руны Сол (Соулу) из общегерманского рунического ряда. Число двенадцать может быть связано с двенадцатью месяцами, однако эта гипотеза на данный момент не нашла фактологического подтверждая. Собственно, как и любая другая нумерологическая версия, связанная с числом лучей.
Лучи Черного Солнца выходят из центра символа, проходят сквозь внутренний круг и упираются во внешний. Традиционно эзотерики полагают, что круги символизируют соответственно трансцендентное и трансцендентальное, как в самом человеке, так и в окружающем его мире. Тем не менее, в различных обществах трактовка разных графических элементов Черного Солнца может иметь существенные отличия. Вероятно потому, что в действительности происхождение символа нам не известно, как и его исконный смысл и контекст использования.
«Черное Солнце» – оккультный символ Третьего Рейха
Черное Солнце, Аненербе, Орден СС, тайные символы и рунические знаки общества Туле – сегодня все эти вопросы становятся предметом многочисленных спекуляций со стороны псевдонаучных обществ и оккультистов, стремящихся открыть людям очередную «тайну за семью печатями», чтобы на этом заработать. В результате Интернет переполняют обширные ряды научных допущений, которые быстро обрастают мифологическим контекстом. Некоторые версии выглядят откровенно надуманными, другие кажутся вполне вероятными. Поэтому на данный момент в поисковых системах достаточно популярны запросы типа «Черное Солнце, чей символ». И это очень важный, справедливый вопрос, ответ на который многое проясняет.
Согласно исследованиям британского религиоведа Николаса Гудрик-Кларка символ «Черное Солнце» восходит к проникнутым глубокой образностью и метафоричностью работам первых герметистов и средневековых алхимиков, позже воспринявших гностицизм трудов полумифического Тот-Гермеса Трисмегиста. Более подробно об этом можно прочесть в работе Гудрик-Кларка «Черное Солнце: арийские культы и эзотерический нацизм, к вопросу о достоверности».
Позже Черное Солнце появляется в трудах основательницы Теософического общества Е.П. Блаватской, которую небезосновательно считают одним из ведущих эзотериков и оккультистов конца XIX столетья. Однако, нужно понимать, что у Блавасткой Черное Солнце – не символ, более того, она даже не использует это словосочетание. В своей фундаментальной работе «Тайная Доктрина» исследовательница пишет о существовании некоего «центрального солнца», незримого источника бесконечной энергии, что расположен в центре Вселенной. В философском плане речь идет о гностическом «творческом свете», создавшем мир. Однако в дальнейшем Блаватская упоминает некий «черный свет», как информационный проводник, доступный древним ариям, выходцам с далекого северного материка, расположенного за полярным кругом. Здесь Блаватская пишет о гиперборейцах, прародителях всей белой расы, которые противостояли злому Демиургу и его неандертальцам. Более подробно с этой историей можно познакомиться, прочитав искомую трилогию – «Тайная Доктрина».
Также значение символа «Черное Солнце» часто пытаются отыскать в работах австрийского рунолога Гвидо фон Листа, который в начале XX века опубликовал несколько известных трудов по скандинавской рунологии, в которых высказывал достаточно оригинальные (хотя зачастую – ошибочные) идеи. В частности, на основе песни «Речи Высокого» из «Старшей Эдды» фон Лист утверждал, что общегерманский рунический ряд включал в себя 18 рун. Впоследствии археологические находки опровергли эту теорию. Касательно Черного Солнца Гвидо фон Лист подобно Е.П. Блаватской писал о некоем «первоогне», изначальной движущей силе во Вселенной. Но само словосочетание «черное солнце» он также не употреблял.
Позже немецкий оккультист Перит Шоу писал о том, что «центральное солнце» представляет собой незримый центр Вселенной, вокруг которого с периодичностью в 26 тысяч лет вращается Солнечная система. Здесь мы видим отголоски Платоновской космогонии, однако вновь нет прямого упоминания о символе Черное Солнце. Кстати, именно теории Шоу (в частности, изложенные в его популярной работе «Будущее Германии с точки зрения космогонического развития») стали основой для ныне популярного эзотерического движения Нью Эйдж, благодаря популяризации которой теперь почти каждый знает, что недавно «состоялся переход из Эры Рыб в Эру Водолея». В действительности, все это также связано с платоновскими теориями и к оккультизму Черного Солнца не имеет никакого отношения.
Впервые словосочетание «Черное Солнце» в своих работах использовал Карл Мария Виллигут, знаменитый немецкий оккультист и бригадефюрер СС, стоявший у истоков немецкой мистической традиции наряду с Карлом Гаусхофером. Его последователи Р. Мунд и Э. Рюдегер писали о том, что «свет Черного Солнца» является источником сил арийской расы и связывали символ с персонажем древнескандинавской мифологии, великаном Фарбаути (распространен неверный перевод – Фарбаутр), который был отцом Локи. Предполагалось, что Черное Солнце находится не в центре Вселенной, а в Солнечной системе, однако на данном этапе его нельзя увидеть, потому что арийская раса переживает период упадка и солнце «гаснет». Тем не менее, последователи Виллигута полагали, что духовное развитие (в частности – активизация лобного энергоцентра, «третьего глаза») позволит увидеть этот свет.
Любопытно, что в замке Вевельсбург, который во время войны был центром Аненербе, в так называемом Зале обергруппенфюреров сохранилась мозаика в форме Черного Солнца. Тем не менее, назначение этого изображения и область его применения оккультистами данной организации нам не известны.
После Второй Мировой Войны символ «Черное Солнце» длительное время оставался невостребованным, пока в 1984 году знаменитый чилийский дипломат и национал-социалист Мигель де Серрано не выпустил свою книгу «Адольф Гитлер: последний аватара». Серрано стал основателем так называемого эзотерического гитлеризма, а Черное Солнце он намеревался использовать, как замену для традиционной четырехлучевой свастики, объявив его символом возрождения арийской расы. В своей работе Серрано впервые публикует знаменитые «Протоколы сионских мудрецов», упоминает о жителях Первой Гипербореи, которые пришли на Землю из других миров, а также продолжает идею Блавасткой о злобном Демиурге и его неандертальцах, противостоящих белой расе. Мигель де Серрано писал о том, что свет Черного Солнца «течет по венам» истинных ариев, эту силу он называл «энергией Вриль». Также у Серрано Черное Солнце выступает символом тайной организации СС, опутавшей своей сетью всю планету с центром в Тибете. Позже работы Серрано стали источником для развития многочисленных полубредовых неонацистских теорий.
Очередной виток популяризации символа «Черное Солнце» имел место в 1991 году после опубликования Стефаном Мёгле-Штаделем приключенческого романа «Черное Солнце Ташилумпо». Этот фантастический роман с явными антиутопическими идеями вновь напомнил миру о том, что Черное Солнце представляет собой достаточно древний символ, о котором, тем не менее, мы практически ничего не знаем. Но нужно понимать, что роман Мёгле-Штаделя – это красивое художественное произведение, не имевшее (в том числе – по словам самого автора) никакого реального исторического подтекста.
Черное Солнце – славянский символ?
Относительно использования символа «Черное Солнце» древними славянами существует масса вненаучных гипотез. Наиболее популярные утверждают, что этот сакральный символ, использовавшийся славянскими жрецами, олицетворял связь каждого из нас с нашими Предками, с Родом в целом. То есть фактически Черное Солнце – символическое воплощение идеи о генетической (кровной) памяти.
Однако нужно понимать, что на данный момент в Сети присутствует очень много информации по данному вопросу, и лишь потому, что все популярнее становятся поисковые запросы типа «символ «Черное Солнце» значение у славян». Чтобы развеять все сомнения на этот счет, достаточно понять одну простую вещь: нет никаких археологических, документальных или этнографических свидетельств, подтверждающих факт использования нашими предками символа «Черное Солнце». Безусловно, свастика имела для славян особое значение, это был священный солнечный символ, который использовался повсеместно – от ритуальных элементов до сугубо бытовых. Но речь идет о четырех-, реже трехлучевой свастике (наподобие скандинавского Трискеле), которая графически схожа с Черным Солнцем лишь формой лучей, не более.
Славянские символы свастичного плана многочисленны, это подтверждается археологией Трипольской, Черняховской и Новгородской культур (как минимум). Но Черного Солнца среди них не было. С другой стороны, для человека свободных взглядов это не повод утверждать, что славяне никогда не использовали данный символ. Кто знает, быть может, завтра мы откроем очередной Маргуш и найдем десятки подтверждений тому, что Черное Солнце – исконно славянский оккультный знак.
P.S. На многих эзотерических форумах символ «Черное Солнце» часто приписывают культуре Древнего Вавилона. «Маститые эзотерики» пишут о божественном свете Илу, и о Баб-Комет, вратах богов. Не стоит этому верить. Культура Вавилона достаточно хорошо исследована и нет никаких свидетельств тому, что в данном регионе когда-либо использовался символ «Черное Солнце». Что же касается Илу и Баб-Комет, то на самом деле это элементы понятийного аппарата, введенного де Серрано и не имеющего никаких реальных исторических подтверждений.