Концепция «Древо Сефирот» представляет собой одно из фундаментальных понятий в теоретической каббале. В частности, о Древе Сефирот повествует «Сефер Йецира», ключевой текст еврейского мистицизма. При этом само слово сефирот (или сфирот) происходит от ивритского «ספירות», что значит «цифра» в значении «элемент счета» (также у слова «сфирот» есть два альтернативных значения – «книга» и «сияющий»). Десять «цифр», то есть – десять сефирот (сфирот) формируют десять эманаций Айн Соф (каббалистическое обозначение бога).
Древо Сефирот также иногда называют Древом Жизни или Древом Галгалим (в одном из древнейших каббалистических произведений, книге Бахир, десять сефирот именуются десятью «галгалимами», словом с неясной этимологией). Древо Сефирот последовательно отражает «ритмику раскрытия» десяти фаз творения, каждая из которых так или иначе выступает манифестацией Творца в осязаемой Вселенной. Вне контекста указанных каббалистических текстов понятие «Древо Сефирот» можно использовать для обозначения космогонического фундамента каббалы, однако в действительности это крайне сложное и многоплановое понятие, трактовка которого выходит далеко за пределы традиционного гностицизма, лежащего в основе искомой концепции (в частности, это мнение было озвучено известным русским религиоведом Е. Торчиновым).
Каждая «цифра» из Древа Сефирот несет в себе одно из божественных имен, либо «десять каналов связи» с изначальным Творцом. Известный эзотерик И. Бюнтер объясняет сефироты как архетипы состояния сознания, соответственно Древо Сефирот становится в этом смысле эволюционной лестницей, повествующей о развитии личности. Древо Сефирот также является воплощением Адама Кадмона (каббалистический сверхчеловек, подробно данный образ раскрыт в книгах «Сефер Йецира» и «Сефер ха Зогар»), который представляет собой аватар бога.
Древо Сефирот обладает дуаистичной структурой, в нем есть правая (она же – мужская, светлая) и левая (считается женской, темной) стороны, которые, будучи едины, обладают принципиально отличными характеристиками. Но бинарная форма Древа Сефирот достаточно своеобразна: каждая сефира может проявлять как мужские свойства, так и женские, причем мужские артибуты она манифестует только в отношение нижестоящих сефир, а женские – в отношении вышестоящих. Однако правая сторона Древа Сефирот концептуально выше левой стороны. Также существует понятие «зивуг», это свойства, проявляемые сефирами при их союзе (дословно – спаривании).
Древо Сефирот поделено на три вертикальные части, которые называются столпами. Левый столп – Строгость (Суд), он воплощает идею о том, что дабы научиться Строгости (в значении силы), необходимо постичь законы Мироздания и Силу, которая позволит верно исполнять эти законы. Правый столп – Милосердие, он учит тому, что победа дается не только физической мощью, напором и силой, но и Мудростью. Мудрость же заключается в умении предвидеть результаты своих поступков. Средний столп – Равновесие (Нежность), это путь отшельника или аскета, он учит тому, что человек живет подобно богу, но он не есть бог.
В каббале существует понятие «пусть змеи» (он же «путь стрелы» или «пусть мага»), суть которого заключается в «прохождении» через все сефиры великого Древа Сефирот. Это эволюционный путь, ведущий к постижению Творца. В основе этой идеи лежит каббалистический миф о том, как бог создал первых людей. Согласно этому мифу, первые люди напоминали «сосуд», который бог хотел «наполнить светом». Каждый из «сосудов» таким образом воспринял желание бога «наполнять», но не имел возможности это делать (не будучи Творцом), поэтому отказался от «света». Тогда Творец создал Древо Сефирот, чтобы в нем скрыть от человека свое совершенство. Шесть нижних сефирот использовались при создании физического мира и могут воспринимать лишь «отраженный свет». Четыре верхних сефирота максимально приближены к Творцу и их атрибуты выходят за пределы физической реальности.
Каждый сефирот имеет свое собственное имя на иврите, которое отражает его сущность (совокупность признаков). Также сефироты разделены на восемь групп, которые комбинируют свойства входящих в них сефиротов для создания новых групп свойств. Сефиротам также соответствуют планеты, состояния материального мира и самого человека. Эволюционируя, развиваясь, постигая каббалу и замыслы Творца, человек проходит через все Древо Сефирот и объединяется с самим Творцом (гностическим эоном).
Также десять составляющих Древа Сефирот соответствуют десяти ключевым персонажам Торы, десяти священным именам Творца, десяти ангельским чинам в каббале и пяти мирам в структуре Вселенной. По Б. Салуму (один из известнейших каббалистов нового времени), каждый сефирот состоит из десяти частных сефирот, каждый из них также разбит на десять меньших сефирот и так до бесконечности (аналогия с фракталом).
У Древа Сефирот есть тень, воплощающая совокупность «демонических миров», рассеивающих «божественный свет» и питающих материю физического мира. Эта тень именуется клипот и имеет собственную глубинную семантику.
Безусловно, Древо Сефирот (Древо Жизни) представляет собой слишком сложный образ, чтобы его объяснение можно было вместить в одну небольшую статью. Фактически довольно объемный труд «Сефер Йецира» и множество других эзотерических работ по еврейскому мистицизму методично разъясняют суть этого образа на тысячах страниц. В каббале Древо Сефирот – базисный символ, вместе с Айн Соф и Адамом Кадмоном он лежит в основе каббалистического понимания о создании, устройстве и развитии Вселенной, а также о месте человека в этой Вселенной.
P.S. Обратите внимание, что соотнесение образа Древа Сефирот и Таро не входит в оригинальную каббалистическую традицию. Более того, система Таро принципиально отлична от еврейского мистицизма и не может являться его составной или дополняющей частью ни в каком виде. Иными словами объединение символизма Древа Сефирот и Таро не является каббалистической методикой, это частная эклектичная практика, не имеющая ни теоретического, ни практического обоснования.