Вопреки расхожему мнению, символ Троицы – это не какой-то конкретный символ, а целая группа христианских и околохристианских образов, многие из которых присутствуют и в других культурах. Как таковое богословское понятие Троица (в контексте – символ Святой Троицы) впервые появляется в работах Феофила Антиохского, раннехристианского апологета, который жил во II веке нашей эры. У Феофила Святая Троица – символ троичности, а точнее – «триединства» Бога-творца. При этом представления о том, что есть символ Троицы, у христиан и католиков существенно отличаются.
Канонический догмат основывается на Никео-Цареградском Символе веры, который был утвержден на Втором Вселенском Соборе (381 год). В данном случае символы Троицы, значение которых индивидуально, включают в себя три «божественные ипостаси» (три воплощения бога-творца): Бог Отец (не рождается, не исходит ни от кого), Бог Сын (рождается от Бога Отца) и Бог Святой Дух (исходит от Бога Отца). Здесь каждая категория уникальна и обладает собственным набором свойств, формируя символ Троицы. Бог Отец – первопричина, «творец, как он есть»; Бог Сын – следствие, воплощенное творение (Иисус Христос – центральный образ у правоверных); Бог Святой Дух – непостижимое божественное присутствие в каждой частице мироздания. Это и есть символы Троицы, значение которых для всего христианского мира трудно переоценить. Но еще труднее дать более четкое определение каждому из этих элементов, ведь споры относительно их толкования ведутся до сих пор, не только меж богословов, но также в среде теологов.
Разумеется, выше дано максимально сжатое определение, которое на самом деле не в полной мере раскрывает суть искомых понятий. Но опять же – символ Троицы с различных метафизических точек зрения можно рассматривать бесконечно (что, собственно, и происходит на протяжении почти двух тысяч лет в христианском мире), ведь четкого канона по их определению не существует. В тоже время, христианский символ Троицы, значение которого, с одной стороны, определено не четко, а с другой – вполне очевидно, имеет явные, как сейчас принято говорить, языческие корни. Ведь у ибримов, у иудеев, покинувших с Хор-Осирисом (истинное имя Моисея) Египет, у евреев, сорок лет странствовавших по Аравийскому полуострову, никакой Святой Троицы, извините за выражение, не было и в помине. Образ появляется в раннем средневековье, под явным влиянием северных культур. В частности, многие исследователи полагают, что трилистник – символ Троицы. Святой, точнее – священный символ Ирландии, трехлистный клевер, легенду о котором связывают с миссионером Патриком, якобы явился прообразом самой идеи о троичности Творца.
Действительно, вполне вероятно, что ранние христианские миссионеры сию мысль восприняли от скандинавов (викингов) и кельтов. Но трилистник (символ Троицы Святой имеет все же несколько иное значение, чем данный знак) вряд ли может фигурировать в искомом процессе, скорее речь идет о Трискеле или Трикветре, которые на территории раннесредневековой Европы были гораздо более популярны. Оба символа как раз и заключают в себе мысль о троичности бытия (так или иначе), что в смысловом плане сближает их с символом Троицы. Здесь же можно вспомнить индуистскую традицию (из которой христиане тоже много чего «переняли»), а если конкретнее – образ Тримурти (Брахма, Вишну и Шива). Чем не символ Троицы? Значение ведь схоже, пусть и нельзя говорить о полной идентичности. Пожалуй, только Шива может вызывать здесь сомнения, но ведь в индуизме у этой ипостаси творца есть не только всем известные функции Разрушителя.
Таким образом, символ Троицы, значение которого базируется на идее о тройственности мироздания, вероятно, заимствована христианами. Тройственный принцип, лежащий в основе процесса творения, троичность самого человека (Тело, Душа и Дух), триединство творца (или творческих сил в целом) – все это образы слишком древние и всеобъемлющие, чтобы было целесообразно приписывать их столь молодой религии, как христианство (будь то католицизм или православие). Христианский символ Троицы, значение которого (по словам христианских же полемистов) каждый, в конечном итоге, раскрывает для себя сам, не имеет конкретного изображения. Треугольник в круге, видоизмененный Трикветр, о котором уже упоминалось выше, схематичное пересечение трех стилизованных рыб, — все эти символы не имеют никакого исторического отношения к образу христианской Троицы.
И это очень важный момент, потому что сегодня в Интернете можно найти ни один десяток всевозможных «оберегов» и «амулетов», которые называют именно так – символ Троицы (или символ Святой Троицы). Чтобы опровергнуть подобную чушь, достатчоно спросить о любом из таких символов настоятеля какого-нибудь храма. Если с ором и криком не обвинит в кощунстве и ереси, то обязательно объяснит, что вы не правы. А если «всечет кадилом», то будет прав «на все сто», потому что если человек настолько глуп, то он явно заслужил подобного обращения. Ведь канонические тексты (в частности Ветхий и Новый Завет) не включают в себя описания изображения символа Троицы. А такие понятия как «оберег» или «талисман» в христианстве клеймятся нещадно. С другой стороны, в мире, где 99,99% «истинно верующих» христиан никогда не открывали Библию, подобные инсинуации закономерны.