Мусульманские символы представляют собой обширный перечень религиозно-этических эмблем, которые тем или иным образом связываются с Исламом. То есть далеко не все знаки данной категории являются символами мусульманской веры. В контексте данного вопроса нужно понимать, что среди «мировых» религий Ислам является самым молодым направлением, именно поэтому львиная доля мусульманских знаков и символов – заимствованы в той или иной степени, либо представляют собой эмблематические аллюзии на знаки и образы иных культур.
С другой стороны, существуют в полной мере самобытные исламские символы, которые гарантированно принадлежат именно этой культуре. К примеру, полумесяц, либо его вариация – полумесяц со звездой. Этот традиционный знак и все его модификации принадлежит сугубо «исламскому миру», он связан со временем становления Османской империи и исконно обозначал безграничную власть. Но это не исламский символ веры, это символ мусульманской культуры, знак светский, а не религиозный. Что касается непосредственно эзотерического аспекта мусульманства, то большинству людей «сходу» будет непросто назвать еще хотя бы один символ Ислама. Тем не менее, в действительности таких эмблем немало. Это и милостыня закят аль-фитр, и традиционные фразы, с которых начинаются почти все суры Корана – басмалы. Самым непосредственным образом идея и символ Ислама заключены в образе мечети, в частности – в образе величайшей мечети мира, которая называется Тадж-Махал.
Жертвенный агнец является ярчайшим символом веры в Исламе. Это, в первую очередь, жертва на Курбан-байрам во время хаджа. Безусловно, для многих религиозных доктрин подобные «символы веры» выглядят странно и даже неприемлемо. Тем не менее, согласитесь, традиционный христианский ритуал, в процессе которого люди вкушают «плоть и кровь бога своего», тоже выглядит не самым эстетическим образом, особенно в свете того факта, что мало какой священник в состоянии адекватно объяснить исконный смысл данного обряда. Однако основные идеи и символы Ислама тоже далеко не всегда соответствуют историческому контексту, в котором они зародились. К примеру, одно из, казалось бы, базовых понятий мусульманства, Исра и Мирадж (путешествие Мухаммада с последующим его вознесением), очевидно далеко не для каждого представителя данной религии.
Среди сугубо религиозных мусульманских символом и их значений для современного исламского сообщества едва ли не фундаментальным образом является Мекка. Этот символ очевиден для всех, все знают его историю (хотя бы в общих чертах) и назначение. Однако, Хаджар аль-асвад для подавляющего большинства верующих остается загадкой. Так называемый Черный камень, лежащий в основе главной исламской святыни, справедливо назвать одним из главных мусульманских символов, но его происхождение и назначение неизвестны (исключая мифологические версии). О чем это говорит? Об акте слепого повиновения, либо о знаниях, которые сокрыты от «непосвященных» по тем или иным причинам (возможно – ввиду того, что могут нести опасность в «неправильных» руках)?..
Тут же справедливо вспомнить о том, что у Ислама – десятки течений, причем некоторые из них не признают друг друга в самой агрессивной форме (тут достаточно упомянуть шиитов, суннитов и, вероятно, наиболее яркими примером станут исмаилиты). У каждого из этих течений свои религиозные доктрины и, как следствие, свои собственные символы мусульманской веры. Но все это – вовсе не тайна за семью печатями, это особый пласт религиозно-этических знаний, изучение которого скрывает в себе немало интересно для пытливого ума.