Символы советского государства обладали мощным семантическим базисом, который существенно изменился с тех пор, как могучее государство стало уделом учебников истории. А ведь относительно многих знаков и эмблем «советской России» ученые спорят до сих пор, стараясь понять, насколько глубоки были познания большевистской верхушки в областях, граничащих с антинаучным подходом, и насколько велика здесь доля простого совпадения.
К примеру, ярчайший советский символ – красная пятиконечная звезда. Фактически – пентаграмма, символ единства четырех стихийных начал и духа (в некоторых контекстах олицетворяющего непосредственно человеческое начало). Это древнейшая эзотерическая эмблема, которая в Вавилоне использовалась в качестве универсального защитного знака, у аккадцев олицетворяла богиню Иштар, а в Древнем Египте являлась символом Дуата (загробного мира богов). Какое из этих (или еще дюжины) значений вложили в звезду создатели «страны советов»? При этом красный цвет явно указывает на силу, динамику и даже агрессию (а некоторые исследователи склонны продолжать ассоциативный ряд вплоть до понятий «кровь» и «жертва»).
Не менее знаменит другой советский символ – «серп и молот». Его непосредственное значение понять нетрудно: серп олицетворяет пресловутую «колхозницу» (труд в поле), а молот – «рабочего» (труд на заводе), «союз» которых является фундаментом крепкого советского государства. Однако есть тут и другой семантический пласт. Серп – мощный эзотерический знак, серпом кельтские друиды срезали ветвь священной омелы, а средневековые алхимики широко использовали понятие «серп Юпитера», в котором заключался образ неумолимого рока (в одном из контекстов). Значение серпа часто на ассоциативном уровне сводится к глаголу «пожинать», ведь в соответствии с устойчивым функциональным оборотом серпом именно пожинают.
В свою очередь молот (который вместе с серпом как символ советского государства присутствовал, в том числе, на гербе страны) также может выступать в роли эзотерической эмблемы. Ведь с молотом связана работа кузнеца, представителя профессии, которая в древнем мире считалась едва ли не священной. У древних славян создателем мира был бог-кузнец Сварог. У скандинавов существовал его аналог – Велунд, тоже творец, и тоже кузнец. И все мы помним из школьного курса греческого Гефеста. Молот – символ творческой энергии и одновременно – воплощения этой энергии в зримом спектре (памятуя Платона – из «мира идей» в «мир вещей»).
Еще один символ советской эпохи – красное знамя – фактически представляет собой однотонное красное полотно. Насколько многоплановой может быть его трактовка? Советский Союз – не первое государство, которое применяет красное полотно в роли национального символа. Красное знамя использовали бунтовщики во время Французской Буржуазной Революции и древнеримские военачальники, отправлявшиеся в военный поход. Красное полотно всегда олицетворяло силу и мужество, перемены и кровь, войну и жертвенность (или необходимость жертвы).
Другие общенациональные символы советской России, такие как государственный гимн и герб, «Интернационал» и геральдические эмблемы государственных организаций и подразделений, скрывают в себе немало интересного. Тоже касается и архитектуры (тут достаточно вспомнить мавзолей на Красной Площади, конструкция которого в точности повторяет архитектуру мезоамериканского зиккурата). И хотя значения многих советских символов кажутся очевидными, некоторые из них все еще представляют собой «тайну за семью печатями». Однако же, как известно, все тайны обладают одним уникальным свойством – недолговечностью…