Медведь – генезис и значение символа

Традиционно медведь – символ дуалистичный, то есть он объединяет черты, которые во многом (а иногда напрямую) противоположны. Это образ силы и лени, ярости и добродушия, обжорства и аскетизма, непредсказуемости и материнства. И нет ничего удивительного в том, что символ медведя встречается в культурной традиции едва ли не любого региона на планете, ведь везде, где обитает это животное, оно занимает верхнюю позицию в пищевой цепочке.

Это существо, с которым вынужден считаться каждый, будь то животное или человек. Именно поэтому повадки медведя хорошо известны с глубокой древности, люди всегда уважали и боялись медведя, желая получить некоторые из его качеств (у скандинавов, славян и американских индейцев – коготь и клык медведя являются культовыми талисманами с глубоким сакральным значением). При этом практически у всех народов медведь – символ богатырской мощи и неистовой ярости, отсюда – закономерное внедрение образа в воинскую структуру.

К примеру, у древних скандинавов медведь олицетворял Одина, поэтому воины, посвятившие себя служению этому богу, именовались берсерками (от «бор» или «бер», что значит «медведь»), они отличались неистовством в бою и носили медвежьи шкуры. Также у скандинавов символ медведя связан с луной, это животное бога грома Тора и атрибут богини Берн. Медведица Атла в скандинавском шаманизме олицетворяет женский принцип, а медведь Атли – мужской. У галлов медведь был символом процветания (неизменный спутник богини охоты Артио), а у кельтов это благородное животное противопоставлялось кабану, воплощающему духовную власть.

В Древнем Египте символ медведя олицетворял ребенка (новорожденного), а медведица была широко распространенной метафорой беременной женщины. При этом для египтян символ медведя заключал в себе идею творения, идею создания новой жизни, ее воплощения из бесформенного небытия хаоса в упорядоченный мир действительности. На востоке (в частности – у хеттов) широко распространены мифы о людях-медведях, а сам медведь является «царем зверей» наряду со львом. У эллинов символ медведя неразрывно связан с Артемидой, богиней охоты и дикой природы. Медведей приносили в жертву Артемиде, а в ее храмах обязательно жило прирученное (насколько это вообще возможно) животное. Широко известен древнегреческий миф о том, как Артемида обратила Каллисто в медведицу, которую позже Зевс «забросил» на небо (так якобы возникло созвездие Большой Медведицы). Также медведь был символом богини Дианы и выступал эпитетом бога Меркурия.

У славян символ медведя был связан с богом природы Велесом. Медведь был спутником Велеса, да и сам бог нередко принимал облик этого животного, которого славяне считали хозяином леса. У всех славянских народов широко распространены мифы о бералаках (полулюди-полумедведи). В некоторых мифах говорится о том, что люди становятся бералаками из-за наведенного колдовства, в других – если прогневят богов. Часто бералаки (подобно волколакам) предстают антропоморфными чудовищами, но иногда речь идет о неконтролируемом превращении (как в случае с широко известными оборотнями-волками из европейской традиции).

Почему медведь – символ России?

По всей территории России символ медведя неизменно присутствует в сказках и поверьях. Прирученные скоморохами медведи всегда участвовали в народных гуляниях, известны упоминания о кровавой забаве – кулачном бою человека и медведя. Это животное было культовым, оно являлось тотемом многих племен, причем не только у западных и восточных славян, но и у народом Сибири, где медведь неразрывно связан с шаманической традицией (в тенгрианстве и во многих других местных верованиях он воплощает дух предка, помогает шаману в его странствиях, защищает его).

Учитывая глубокую связь этого образа с культурой и традицией народов, исконно населяющих территорию нашей страны, нет ничего удивительного в том, что медведь – символ России. Символ медведя широко представлен в геральдике русских городов, его можно увидеть на гербе Ярославля, Перми, Норильска, Новгорода, Хабаровска, Екатеринбурга, Южно-Сахалинска и многих других населенных пунктов. В Европе символ медведя встречается на гербах Брюгге и Гренландии, традиционно медведь – символ Берлина и Мадрида (это животное представлено в символике указанных городов со средневековья). Также медведь располагался на личном гербе папы римского Бенедикта XVI.

Но почему медведь – символ России в контексте европейского взгляда? Откуда пошла эта традиция? Дело в том, что шведский ученый и исследователь Олаус Магнус на своей «Морской карте» (1539 год) обозначил территории славян стилизованным символом медведя. А еще раньше, в 1526 году барон Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о московитских делах» указал, что зимой медведи, гонимые голодом и холодом, нередко приходят в русские города и села. Безусловно, его описание было преувеличенным, однако именно оно легло в основу прочной связи между образом России и медведя, ставшего «национальным символом» нашей страны.

Нужно сказать, что медвежий культ, бытовавший у славян с глубокой древности, в отдельных регионах сохранялся вплоть до XX века. В Белоруссии до середины минувшего столетья праздновали Комоедицу, день пробуждения медведя (а кое-где празднуют до сих пор). По всей территории Украины, а также у представителей народа мордва символ медведя был широко распространен не только в фольклоре, но и в народной праздничной традиции до конца XX века. На сегодняшний день обширный пласт этой традиции сохранен и в отдельных районах реализуется до сих пор в практически неизмененном виде.

Фактически культ медведя среди славянских племен являлся, вероятно, одним из древнейших (наряду с культом волка). С течением времени (особенно под влияние процесса христианизации) истоки культа видоизменились, из тотемного животного и атрибута бога Велеса медведь стал сугубо фольклорным персонажем и на данный момент у нас практически нет сведений о том, как это животное славяне воспринимали изначально (в средневековье и еще раньше). Тем не менее, символ медведя действительно неразрывно связан с мифами, легендами и традициями нашей страны. Так что называть медведя символом России справедливо и исторически закономерно.

 

P.S. Любопытно отметить, что известный швейцарский психиатр Карл Густав Юнг видел в образе медведя отражение (или воплощение) наиболее опасной, инстинктивной и необузданной части человеческого подсознания.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *