Древо жизни – значении символа и его генезис

Символ «Древо жизни» встречается во многих культурах древнего мира. Он неоднократно упоминается в фольклорной традиции славянских народов, в скальдических произведениях поэтов-воинов Древней Скандинавии, в эпосах шумеро-аккадской культуры, а также в культуре древних персов, китайцев, египтян, армян, народов мезоамерики. Иными словами, это универсальная эзотерическая эмблема, известная в разные эпохи в разных уголках земного шара.

Что касается семантики образа, то называть Древо жизни «символом мироздания» абсолютно некорректно. Символом мироздания Древо жизни не может выступать по определению, и сейчас мы разберемся почему, но тут стоит учитывать религиозно-этический пласт конкретной культуры. Например, у скандинавов Древо жизни – символ мироустройства (а не мироздания), его также называли Иггдрасиль («скакун Одина») или Великий Ясень, который олицетворял Космос, состоящий из отдельных реальность (девять основных миров «плюс» Утгард). Это стержень бытия (причем не только физического).

Символ «Древо жизни» у славян имеет несколько иное значение. Это образ Рода, но смысл его двойственен: с одной стороны это Род как бог-творец, с другой – речь идет конкретно о родовой преемственности, памяти крови (генетической памяти). В тоже время, символ «Древо жизни» у славян отчасти отражал концепцию мироустройства (по аналогии с древнескандинавским образом, но миров было не девять, а три – их воплощали крона, ствол и корни). Славянский символ «Древо жизни», по всей вероятности, имел ярко выраженное обережное (защитное) значение, потому что изображения больших разлапистых деревьев часто встречались в вышивке, резьбе и литье, зачастую – в дополнение к характерным орнаментам.

Что означает символ «Древо жизни» в египетской мифологии – еще более непростой вопрос. Древние египтяне с понятием «Древа жизни» связывали богиню Иусат, а также деревья – акацию и сикомору. Для них символ «Древо жизни» воплощал идею о единстве жизни и смерти (этот мотив нетрудно проследить в мифе о рождении Исиды и Осириса). У древних персов символ «Древо жизни» был яркой метафорой, воплощенной в образе «дерева, хранящего в себе семена всего», и отражавшей борьбу Ахримана и Ахура-Мазды.

Отвечая на вопрос, что означает символ «Древо жизни» в китайской традиционной мифологии, в первую очередь стоит вспомнить изображения «мирового древа», которые всегда снабжались двумя персонажами – драконом и фениксом, которые олицетворяли соответственно бессмертие и обновление. А вот в шумеро-аккадской мифологии символ «Древо жизни» не воплощен в метафорическом образе, это конкретный знак – последовательность узлов и пересеченных линий. Однако на сегодняшний день неизвестно, что обозначала эта явно эзотерическая эмблема.

В христианстве, каббале и других религиях и религиозно-этических течениях «иудейского толка» символ «Древо жизни» является названием конкретного объекта – дерева, растущего в Эдемском саду. Это дерево обладает волшебными свойствами, оно не подвержено умиранию и вечно цветущее. Также «древом жизни» в «Книге притчей Соломоновых» именуются Тора и мудрые, взвешенные высказывания («кроткие слова»).

Таким образом, значение символа «Древо жизни» может отличаться в аспектах, но всегда связано с понятиями жизни и смерти. У славян символ «Древо жизни» в этом смысле представлен наиболее масштабно, воплощая, как уже было сказано, некую надмировую истину, Вселенскую совесть. Однако почти во всех культурах «древо» выступает одним из центральных образов. Точных определений генезиса образа нет, однако очевидно, что речь здесь не идет о почитании сил природы. Возможно, это наследное некоей древней культуры, некогда объединявшей все народы земли. Либо же символ «Древо жизни» был воспринят эзотерическими доктринами различных народов ввиду своей очевидной глубины и универсальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *